Приказ комитета по телекоммуникациям и информатизации Ленинградской области от 03.06.2015 N 11 "Об утверждении методики создания и оценки планов информатизации органов исполнительной власти Ленинградской области"



КОМИТЕТ ПО ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЯМ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 3 июня 2015 г. № 11

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ СОЗДАНИЯ И ОЦЕНКИ ПЛАНОВ
ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях реализации подпункта 3 пункта 5 постановления Правительства Ленинградской области от 30.12.2014 № 641 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов исполнительной власти Ленинградской области" приказываю:

1. Утвердить методику создания и оценки планов информатизации органов исполнительной власти Ленинградской области (приложение № 1).
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Председатель Комитета
А.П.Шорников





ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к приказу Комитета
по телекоммуникациям
и информатизации
Ленинградской области
от 03.06.2015 № 11

МЕТОДИКА
СОЗДАНИЯ И ОЦЕНКИ ПЛАНОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

I. Общие положения

1. Методика создания и оценки планов информатизации органов исполнительной власти Ленинградской области (далее - Методика) разработана в соответствии с приложением 2 постановления Правительства Ленинградской области от 30.12.2014 № 641 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов исполнительной власти Ленинградской области" с целью методологического обеспечения разработки и реализации планов информатизации органов исполнительной власти Ленинградской области (далее - ОИВ ЛО) в рамках реализации подпункта 3 пункта 5 постановления Правительства Ленинградской области от 30.12.2014 № 641 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов исполнительной власти Ленинградской области".

II. Термины и определения

2. В Методике используются следующие термины и определения:
2.1. Показатель - параметр, характеризующий объект учета, государственную услугу, специфические и типовые полномочия ОИВ ЛО, деятельность ОИВ ЛО, относящуюся к установленной сфере ведения ОИВ ЛО.
2.2. Индикатор - это мера изменения значения показателя или значения, рассчитываемого на основании значений нескольких показателей, выраженная количественно (в процентах) и отражающая динамику достижения целей реализации мероприятия по информатизации.
2.3. Характеристика - совокупность отличительных свойств (количественных и качественных) товаров (программного и технического обеспечения (далее - ПО, ТО)), предусмотренных для реализации мероприятия по информатизации.
2.4. Документ - основание реализации мероприятий по информатизации (далее - Документ-основание) - федеральные законы, акты и поручения Президента Российской Федерации, акты Правительства Российской Федерации, областные законы Ленинградской области, акты Губернатора Ленинградской области, акты Правительства Ленинградской области, акты ОИВ ЛО, предусматривающие создание, развитие, модернизацию, эксплуатацию информационных систем (далее - ИС) и(или) компонентов информационно-коммуникационной инфраструктуры (далее - ИКТ-инфраструктура) ОИВ ЛО.
3. Иные понятия и термины, используемые в методических рекомендациях, применяются в тех же значениях, в каких они определены в постановлении Правительства Ленинградской области от 30.12.2014 № 641 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов исполнительной власти Ленинградской области" и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Ленинградской области.

III. Методика формирования мероприятий по информатизации

4. Мероприятия по информатизации могут быть направлены либо на создание, либо на развитие, либо на модернизацию, либо на эксплуатацию одного объекта учета. При планировании мероприятия по информатизации рекомендуется указывать совокупность взаимосвязанных работ, услуг, товаров, необходимых либо для создания, либо для развития, либо для модернизации, либо для эксплуатации объекта учета одной классификационной категории.
4.1. Мероприятие по информатизации, направленное на создание объекта учета, предполагает деятельность по выполнению работ, оказанию услуг, закупке товаров (ПО и ТО) для ИС или компонентов ИТКИ, не введенных в эксплуатацию.
4.2. Мероприятие по информатизации, направленное на развитие объекта учета, предполагает деятельность по выполнению работ, оказанию услуг, закупке ПО, ТО, направленную на изменение функциональных возможностей или расширение (создание новых) функциональных характеристик компонентов ИКТ-инфраструктуры или ИС, введенных в эксплуатацию.
4.3. Мероприятие по информатизации, направленное на модернизацию объекта учета, предполагает деятельность в отношении компонентов ИКТ-инфраструктуры или введенных в эксплуатацию ИС, направленную на улучшение их показателей назначения, снижение затрат на эксплуатацию, а также обеспечение соответствия современному технологическому уровню и удобству использования ИС или компонентов ИКТ-инфраструктуры (в том числе закупка более мощных средств ТО и новых версий общесистемного ПО, а также работы по изменению архитектуры ИС и компонентов ИКТ-инфраструктуры, в том числе увеличение количества точек установки (тиражирование) ИС или компонентов ИКТ-инфраструктуры).
4.4. Мероприятие по информатизации, направленное на эксплуатацию объекта учета, влечет за собой следующие эксплуатационные расходы:
обеспечение функционирования и поддержка работоспособности прикладного и системного ПО;
техническое обслуживание аппаратного обеспечения, включающее:
контроль технического состояния, включая аттестацию информационно-коммуникационного оборудования на соответствие требованиям безопасности;
закупка запасных частей, комплектующих, расходных материалов;
расходы по снятию с эксплуатации:
извлечение (экспорт) данных из снимаемой с эксплуатации ИС;
подготовка данных к загрузке (импорту) в следующую ИС.
4.5. При планировании мероприятий по информатизации рекомендуется различать классификационные категории объектов учета в соответствии с приложением 3.
5. В план информатизации рекомендуется включать мероприятия по информатизации, направленные на эксплуатацию всех ИС и компонентов ИКТ-инфраструктуры, созданных ранее ОИВ ЛО, формирующим план информатизации, или прилагать к плану информатизации правовые акты ОИВ ЛО о выводе из эксплуатации созданных ранее ИС и компонентов ИКТ-инфраструктуры.
6. При планировании мероприятий по информатизации, содержащих работы и услуги по выводу ИС и компонентов ИКТ-инфраструктуры из эксплуатации, такие мероприятия по информатизации относят к мероприятиям по эксплуатации объекта учета.
7. Мероприятие по информатизации, направленное либо на создание, либо на развитие, либо на модернизацию ИС или компонента ИКТ-инфраструктуры, рекомендуется планировать таким образом, чтобы в результате его реализации были достигнуты измеримые положительные результаты для граждан, юридических лиц и(или) для ОИВ ЛО.

IV. Методика классификации ИС и компонентов
ИКТ-инфраструктуры

8. При формировании сведений об ИС и компонентах ИКТ-инфраструктуры указываются следующие классификационные категории объектов учета:
8.1. ИС обеспечения специальной деятельности (далее - ИС специальной деятельности) - ИС, предназначенные для автоматизации либо информационной поддержки предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, предусмотренных в федеральных законах, актах Президента Российской Федерации, актах Правительства Российской Федерации, областных законах Ленинградской области, актах Губернатора Ленинградской области, актах Правительства Ленинградской области в качестве полномочий конкретного ОИВ ЛО, а также исполняемых им функций по государственному контролю (надзору).
8.2. ИС обеспечения типовой деятельности (далее - ИС типовой деятельности) - ИС, предназначенные для автоматизации обеспечивающей деятельности ОИВ ЛО и подведомственных учреждений в рамках исполнения ими типовых полномочий, предусмотренных нормативными правовыми актами, за исключением специфических полномочий, автоматизация или информационная поддержка которых предусмотрена ИС специальной деятельности.
8.3. Центр обработки данных (далее - ЦОД) - технологически и территориально обособленные серверные комплексы, включая рабочие станции, предназначенные для обслуживающего персонала, и технологическое оборудование, обеспечивающие функционирование серверов (стойки, источники бесперебойного питания, коммутационное оборудование и кабельные системы).
8.4. Типовые компоненты ИКТ-инфраструктуры - программно-технические комплексы и средства, выполняющие общие технологические функции, и(или) совместно используемые ИС (средства вычислительной техники, предназначенные для непосредственной работы пользователя).
8.5. Компоненты инфраструктуры электронного правительства - компоненты инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие ИС, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме (далее - компоненты инфраструктуры электронного правительства), комплекс информационно-технологических и телекоммуникационных элементов которой определен постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. № 451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".
9. Каждый объект учета должен соответствовать только одной классификационной категории. Классификатор ИС и компонентов ИКТ-инфраструктуры и указания по классификации приведены в Приложении № 2 к методике.
10. ИС специального назначения и ИС типового назначения, по которым планируются мероприятия по развитию, модернизации или сопровождению, должны быть зарегистрированы в Едином реестре информационных ресурсов и информационных систем Ленинградской области в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 23.05.2006 № 156 "Об утверждении Положения о порядке учета и регистрации государственных информационных ресурсов и информационных систем Ленинградской области".
11. Классификация ПО и ТО, работ, услуг осуществляется в соответствии с классификаторами, приведенными в Приложении № 3 к методическим указаниям.
12. К ПО относят программы для электронных вычислительных машин (далее - ЭВМ), необходимые для обеспечения функционирования ИС и(или) ТО. Мероприятия по приобретению ПО должны характеризоваться определенным объемом прав использования, передаваемых ОИВ ЛО или подведомственному учреждению. В зависимости от передаваемого или принадлежащего ОИВ ЛО или подведомственному учреждению объема прав использования ПО может учитываться как по числу экземпляров (в соответствии с условиями простой (неисключительной) лицензии), так и в качестве объекта исключительного права, при этом количество подлежащих использованию ОИВ ЛО или подведомственным учреждением экземпляров ПО не ограничено. Если в результате работ по созданию ПО, в том числе научно-исследовательских (далее - НИР) и опытно-конструкторских работ, ОИВ ЛО или подведомственное учреждение приобретает права использования на программы для ЭВМ, то такие работы учитываются как ПО.
13. К ТО относят персональные компьютеры, серверы, вычислительные комплексы, иную аппаратуру и оборудование, необходимые для функционирования ИС. Встроенное ПО технических средств (программы, записанные в постоянное запоминающее устройство или в перезаписываемое постоянное запоминающее устройство оборудования и не предназначенные для исполнения отдельно от него) отдельно не учитывается. Допускается учитывать как ТО программно-аппаратные комплексы, если ПО, входящее в их состав, поставляется на условиях использования совместно с конкретной единицей ТО.
14. К прочим видам обеспечения относят работы и услуги, результатами которых не является передача ОИВ ЛО или подведомственному учреждению ПО и ТО, в том числе проектирование ИС, обучение персонала, услуги по ремонту и регламентному обслуживанию ТО, ведению баз данных.
15. К облачным вычислениям (или облачным технологиям) относятся услуги по обслуживанию потребностей в ИС и(или) компонентах ИКТ-инфраструктуры. Является формой аренды, при которой предоставляется доступ к объекту аренды по каналам связи, в том числе общедоступным.
16. Если ПО и ТО используются одновременно несколькими ИС и не входят в состав ЦОД, то они учитываются в составе типовых компонентов ИКТ-инфраструктуры.
17. Если ИС вместо отдельных средств ПО и ТО использует компонент ИКТ-инфраструктуры, то в составе этой ИС должен указываться компонент ИКТ-инфраструктуры, используемый данной ИС. Сведения об использовании ресурсов определенного компонента ИКТ-инфраструктуры различными ИС вносятся в электронный паспорт этого компонента ИКТ-инфраструктуры автоматически на основании данных, внесенных в электронные паспорта соответствующих ИС.
18. Автоматизированные рабочие места (далее - АРМ), не входящие в состав определенной ИС или не относящиеся к определенному ЦОД, относят к объекту учета соответствующей классификационной категории типовых компонентов ИКТ-инфраструктуры. В электронный паспорт данного объекта учета включают сведения о входящих в состав АРМ средств ПО, ТО, а также связанных с их поставкой, модернизацией и эксплуатацией работ и услуг. Сведения о специализированных программных средствах - клиентских приложениях, используемых непосредственно на рабочих местах пользователей, указываются в составе соответствующей ИС, а не в составе АРМ. Сведения о каналах связи, локальных сетях, периферийном оборудовании коллективного использования (в том числе сетевых принтерах, сканерах) относятся к классификационным категориям объекта учета аналогично.

V. Методика использования индикаторов и показателей


18. Мероприятие по информатизации, направленное либо на создание, либо на развитие, либо на модернизацию ИС или компонента ИКТ-инфраструктуры, рекомендуется планировать таким образом, чтобы в результате его реализации были достигнуты цели мероприятия по информатизации, степень достижения целей мероприятия определяется набором показателей и соответствующих им индикаторов.
19. Планируемый положительный результат реализации мероприятий по информатизации, направленных либо на создание, либо на развитие, либо на модернизацию ИС или компонента ИКТ-инфраструктуры, рекомендуется определять плановыми значениями показателей и соответствующих им индикаторов:
19.1. Для мероприятий по информатизации, направленных либо на создание, либо на развитие, либо на модернизацию ИС специальной деятельности, плановые значения показателей и соответствующих им индикаторов должны быть определены для каждой государственной услуги (функции) или специфического полномочия, на автоматизацию (информатизацию) которых направлено мероприятие по информатизации.
19.2. Для мероприятий по информатизации, направленных либо на создание, либо на развитие, либо на модернизацию ИС типовой деятельности, плановые значения показателей и соответствующих им индикаторов должны быть определены для типовых полномочий, на автоматизацию (информатизацию) которых направлено мероприятие по информатизации.
19.3. Для мероприятий по информатизации, направленных либо на создание, либо на развитие, либо на модернизацию компонента ИКТ-инфраструктуры, должны быть определены плановые значения показателей и соответствующих им индикаторов, характеризующие компонент ИКТ-инфраструктуры.
20. Рекомендуется планируемый результат реализации мероприятий по информатизации определять плановыми значениями показателей, а индикаторы не формировать, если:
оказание государственной услуги (выполнение специфических полномочий) не осуществлялось до момента формирования мероприятия по информатизации, направленного либо на создание, либо на развитие ИС специальной деятельности, предназначенной для автоматизации исполнения данной государственной услуги (реализации специфических полномочий);
мероприятие по информатизации направлено на эксплуатацию ИС или компонента ИКТ-инфраструктуры.
21. Показатели и соответствующие им индикаторы (при наличии) должны быть определены для каждого года планового периода, в котором запланированы мероприятия по информатизации.
22. Мероприятие по информатизации, направленное на эксплуатацию ИС или компонента ИКТ-инфраструктуры, рекомендуется планировать таким образом, чтобы в результате его реализации были сохранены свойства ИС или компонента ИКТ-инфраструктуры на уровне, достигнутом в результате реализации мероприятий по информатизации, направленных либо на создание, либо на развитие, либо на модернизацию ИС или компонента ИКТ-инфраструктуры.
23. Возможные показатели и соответствующие им индикаторы для мероприятий по информатизации, направленных либо на создание, либо на развитие, либо на модернизацию, либо на эксплуатацию ИС и компонентов ИКТ-инфраструктуры, приведены в приложении № 1 к методике. ОИВ ЛО при формировании мероприятий по информатизации рекомендуется либо использовать индикаторы и показатели из приложения № 1 к методике, либо самостоятельно определить показатели и индикаторы, используя правила раздела V методики.

VI. Методика формирования показателей и индикаторов

24. Примерный перечень показателей и соответствующих им индикаторов, приведенный в приложении № 1 к методике, не является исчерпывающим, ОИВ ЛО вправе самостоятельно разработать дополнительные показатели и индикаторы. При разработке показателей и индикаторов целесообразно руководствоваться следующими правилами их формирования:
формулировка показателя должна быть однозначной, значение показателя должно быть измеримым и допускать возможность проверки в том числе внешними по отношению к ОИВ ЛО организациями;
формулировка индикатора должна быть однозначной и отражать положительный результат реализации мероприятия по информатизации;
алгоритм расчета плановых значений индикатора должен быть основан на значениях соответствующих индикатору показателей.

VII. Методика формирования перечня работ, услуг, товаров

25. При планировании мероприятия по информатизации рекомендуется указывать полный перечень работ, услуг и товаров, необходимых для его реализации.
26. Формирование перечня работ, услуг, товаров рекомендуется осуществлять по следующим правилам:
В рамках реализации одного мероприятия по информатизации может быть запланировано выполнение нескольких работ, услуг, закупка нескольких товаров.
Начало и окончание закупки товаров, работ и услуг, необходимых для реализации мероприятий по информатизации, планируется в очередном финансовом году.
Для каждой работы, услуги, товара указывается перечень направлений расходования бюджетных средств по видам и типам затрат, за счет которых осуществляются расходы на проведение мероприятий по информатизации (далее - направления расходования средств), в соответствии с Перечнем расходов областного бюджета Ленинградской области, отнесенных к сфере информационно-коммуникационных технологий (далее - Перечень расходов на ИКТ), утвержденным приказом Комитета по телекоммуникациям и информатизации Ленинградской области от 3 июня 2015 № 10 "Об утверждении перечня расходов областного бюджета Ленинградской области, отнесенных к сфере информационно-коммуникационных технологий", по следующим правилам:
для каждой работы (услуги) указывается один вид затрат и один или несколько типов затрат. Виды и типы затрат для работ (услуг) выбираются из пунктов 1, 3 - 11 направлений расходования средств;
для каждого товара указываются один вид затрат и один тип затрат. Виды и типы затрат указываются для товаров из пункта 2 направлений расходования средств.
27. Для каждого товара рекомендуется указывать значения количественных характеристик товара (ПО и ТО) и единицы их измерения. Указанные при планировании мероприятия по информатизации работы, услуги и товары должны соответствовать ранее указанным сведениям о мероприятии по информатизации и быть направлены либо на создание, либо на развитие, либо на модернизацию, либо на эксплуатацию объекта учета.

VIII. Методика заполнения плана информатизации

Раздел 1 "Сведения о планируемых мероприятиях
и работах (услугах) по информатизации"

28. Для заполнения раздела 1 "Сведения о планируемых мероприятиях и работах (услугах) по информатизации" приводится следующий набор сведений:
28.1. "№ п/п" - указывается порядковый номер строки раздела 1 "Сведения о планируемых мероприятиях и работах (услугах) по информатизации" с учетом уровня вложенности подчиненных планируемым мероприятиям по информатизации работ и услуг. Поле является обязательным для заполнения.
28.2. "Наименование мероприятия, работы или услуги, год исполнения" - указывается наименования мероприятий, работ или услуг по информатизации и год исполнения. Поле является обязательным для заполнения.
28.3. "Результат предыдущих периодов" - указываются показатели и индикаторы предыдущих периодов мероприятий по информатизации. Заполняется с учетом раздела V "Методика использования индикаторов и показателей". Поле является обязательным для заполнения, если мероприятие по информатизации направлено на развитие, на модернизацию или на эксплуатацию объекта учета.
28.4. "Ожидаемый результат" - указываются показатели и индикаторы мероприятий по информатизации на текущий финансовый год и плановый период. Заполняется с учетом раздела V "Методика использования индикаторов и показателей". Поле является обязательным для заполнения.
28.5. "Областной бюджет" - указываются сумма мероприятий по информатизации на текущий финансовый год и плановый период в тыс. рублей из средств областного бюджета и код бюджетной классификации. Поле является обязательным для заполнения.
28.6. "Иные источники финансирования" - указываются сумма мероприятий по информатизации на текущий финансовый год и плановый период в тыс. рублей из иных (отличных от областного бюджета) источников финансирования и расшифровка этих источников. Поле является обязательным для заполнения при финансировании мероприятий из иных (отличных от областного бюджета) источников финансирования.

Раздел 2 "Примерные спецификации оборудования,
программного обеспечения по мероприятиям"

29. Для заполнения раздела 2 "Примерные спецификации оборудования, программного обеспечения по мероприятиям" приводится следующий набор сведений:
29.1. "№ п/п" - указывается порядковый номер строки раздела 2 "Примерные спецификации оборудования, программного обеспечения по мероприятиям" с учетом уровня вложенности подчиненных планируемым мероприятиям по информатизации работ и услуг в соответствии с порядковым номером раздела 1.
29.2. "Наименование мероприятия, работы или услуги" - указываются наименования мероприятий, работ или услуг по информатизации из Раздела 1 "Сведения о планируемых мероприятиях и работах (услугах) по информатизации".

29.3. "Наименование оборудования, программного обеспечения, а также работ, услуг" - указывается наименования объектов мероприятий по информатизации с указанием их классификации и спецификации. Заполняется с учетом раздела VIII "Методика классификации ИС и компонентов ИКТ-инфраструктуры".
29.4. "Оборудование, лицензии программного обеспечения, работы, услуги" - указываются количество объектов мероприятий по информатизации и стоимость.

Раздел 3 "Цели и задачи мероприятия"

30. Для заполнения раздела 3 "Цели и задачи мероприятия" приводится следующий набор сведений:
30.1. "№ п/п" - указывается порядковый номер строки раздела 3 "Цели и задачи мероприятия" с учетом уровня вложенности подчиненных планируемым мероприятиям по информатизации работ и услуг в соответствии с порядковым номером раздела 1.
30.2. "Приоритеты, цели":
30.2.1. "Наименование" - указывается наименование приоритетов и(или) целей, на достижение которых направлены мероприятия.
30.2.2. "Наименование, номер и дата правового акта (с указанием пункта, статьи)" - указываются правовые акты, определяющие приоритеты и(или) цели.
30.3. "Функции ОИВ ЛО":
30.3.1. "Наименование" - указывается наименование функций ОИВ ЛО, на автоматизацию которых направлены мероприятия.
30.3.2. "Наименование, номер и дата нормативного правового акта (с указанием пункта, статьи)" - указываются правовые акты, определяющие функции ОИВ ЛО.

IX. Методика оценки планов информатизации

31. Планы информатизации оцениваются на соответствие объемных и качественных характеристик выполняемых работ, оказываемых услуг, предусмотренных для реализации мероприятий по информатизации установленным исполнительным органом, плановым показателям этих мероприятий, направленных либо на создание, либо на развитие, либо на модернизацию, либо на эксплуатацию ИС или компонента ИКТ-инфраструктуры.
32. Эффективность мероприятий Планов информатизации определяется исходя из конечной цели реализации этих мероприятий.
33. Целесообразность финансирования мероприятий по информатизации в объемах, предусмотренных бюджетом Ленинградской области, определяется исходя из соответствия расходов характеристикам объектов учета, а также соответствия Перечню расходов на ИКТ.





Приложение № 1
к методике создания и оценки планов
информатизации органов исполнительной власти
Ленинградской области, утвержденной
приказом Комитета по телекоммуникациям
и информатизации Ленинградской области
от 03.06.2015 № 11

ПРИМЕРЫ
ИНДИКАТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЗДАНИЮ,
РАЗВИТИЮ, МОДЕРНИЗАЦИИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ
КЛАССИФИКАЦИОННЫХ КАТЕГОРИЙ ОБЪЕКТОВ УЧЕТА

Таблица 1

ПРИМЕРЫ
ИНДИКАТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ПОВЫШЕНИЕ
КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ
И ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ
В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНАХ, АКТАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, АКТАХ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ОБЛАСТНЫХ ЗАКОНАХ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, АКТАХ
ГУБЕРНАТОРА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, АКТАХ ПРАВИТЕЛЬСТВА
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В КАЧЕСТВЕ ПОЛНОМОЧИЙ КОНКРЕТНОГО
ОИВ ЛО (ДАЛЕЕ - СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПОЛНОМОЧИЯ)

№ п/п
Показатели
Индикаторы
1.
Суммарное регламентное время обслуживания заявителей в ходе предоставления государственной услуги (максимальное время выполнения всех административных процедур, требующих личного участия заявителя или его представителей, включая регламентное время ожидания) в минутах
Сокращение суммарного регламентного времени обслуживания заявителей в ходе предоставления государственной услуги (определяется как отношение разницы суммарного регламентного времени обслуживания заявителей в ходе предоставления государственной услуги до выполнения мероприятия по информатизации и суммарного регламентного времени обслуживания заявителей в ходе предоставления государственной услуги в планируемом году после выполнения части или всего мероприятия по информатизации к суммарному регламентному времени обслуживания заявителей в ходе предоставления государственной услуги до выполнения мероприятия по информатизации)
2.
Минимальное и максимальное количество обращений граждан в государственные органы или иные места оказания услуги (кроме порталов государственных услуг или сервисов, доступных по сетям связи) в соответствии с действующим административным регламентом предоставления государственной услуги
Сокращение минимального (максимального) количества обращений граждан в государственные органы или иные места оказания услуги (кроме порталов государственных услуг или сервисов, доступных по сетям связи), в процентах (определяется как отношение разницы минимального (максимального) количества обращений граждан в государственные органы или иные места оказания услуги (кроме порталов государственных услуг или сервисов, доступных по сетям связи) до выполнения мероприятия по информатизации и минимального (максимального) количества обращений граждан в государственные органы или иные места оказания услуги (кроме порталов государственных услуг или сервисов, доступных по сетям связи) в планируемом году после выполнения части или всего мероприятия по информатизации к минимальному (максимальному) количеству обращений граждан в государственные органы или иные места оказания услуги (кроме порталов государственных услуг или сервисов, доступных по сетям связи) до выполнения мероприятия по информатизации)
3.
Количество заявлений о предоставлении государственной услуги при выполнении административных процедур приема, для рассмотрения которых использовалась ИС. Общий объем оказываемых государственных услуг
Прирост доли государственных услуг, оказанных с использованием ИС, в процентах (определяется как отношение прироста среднегодового количества заявлений о предоставлении государственной услуги, при выполнении административных процедур приема и рассмотрения которых использовалась ИС, к общему объему оказываемых государственных услуг)
4.
Количество мест оказания услуги, включая порталы государственных услуг, инфоматы, многофункциональные центры и иные места, где заявитель может инициировать предоставление услуги или получить результаты ее оказания
Прирост количества мест оказания услуги, включая порталы государственных услуг, инфоматы, многофункциональные центры и иные места, где заявитель может инициировать предоставление услуги или получить результаты ее оказания, в процентах (определяется как отношение прироста количества мест оказания услуги за планируемый год к количеству мест оказания услуги за текущий год)
5.
Количество групп информации о деятельности государственного органа, подлежащей размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ). Количество групп информации о деятельности государственного органа, подлежащей размещению и размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в соответствии со статьей 13 Федерального закона № 8-ФЗ
Прирост количества групп информации, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в процентах (определяется как отношение прироста за год количества групп информации, подлежащих размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и размещенных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, к количеству групп информации, подлежащих размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет)
6.
Количество (статистика) посещений информационных систем и сервисов, обеспечивающих доступ к информации о деятельности органов исполнительной власти, их территориальных органов и отделений, подведомственных учреждений через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (далее - публичный ресурс)
Прирост посещений публичного ресурса в процентах (определяется как отношение прироста посещений публичного ресурса в планируемом году к количеству посещений публичного ресурса в текущем году)
7.
Количество запросов обратной связи (при наличии данного функционала)
Прирост запросов обратной связи в процентах (определяется как отношение прироста запросов обратной связи в планируемом году к количеству запросов обратной связи в текущем году)
8.
Объем предоставления государственной услуги определяется как среднее количество принимаемых за год заявлений в любой форме (бумажной, электронной), по которым заявителю предоставлена предусмотренная административным регламентом услуга (включая отказ в предоставлении услуги)
Прирост объема предоставления государственной услуги в электронной форме в процентах (определяется как отношение прироста среднего количества принимаемых за год заявлений в электронной форме, по которым заявителю предоставлен предусмотренный административным регламентом результат (включая отказ в предоставлении услуги) к среднему количеству принимаемых за год заявлений в любой форме, по которым заявителю предоставлен предусмотренный административным регламентом результат (включая отказ в предоставлении услуги)
9.
Количество сотрудников, непосредственно участвующих в выполнении государственной услуги (функции)
Сокращение количества сотрудников, непосредственно участвующих в выполнении государственной услуги (функции), в процентах (определяется как отношение разницы количества сотрудников, непосредственно участвующих в выполнении государственной услуги (функции) до выполнения мероприятия по информатизации, и количества сотрудников, непосредственно участвующих в выполнении государственной услуги (функции) в планируемом году после выполнения части или всего мероприятия по информатизации, к количеству сотрудников, непосредственно участвующих в выполнении государственной услуги (функции) до выполнения мероприятия по информатизации)
10.
Среднее время выполнения государственной функции в мин.
Сокращение среднего времени выполнения государственной функции в процентах (соотношение разницы среднего времени выполнения государственной функции до выполнения мероприятия по информатизации и среднего времени выполнения государственной функции в планируемом году после выполнения части или всего мероприятия по информатизации к среднему времени выполнения государственной функции до выполнения мероприятия по информатизации)
11.
Объем выполнения государственной функции определяется как среднегодовое количество регистрационных операций либо операций утверждения (принятия, подписания, публикации) документов, являющихся результатом выполнения функции, а для функций, не предусматривающих регистрационных операций или утверждения (принятия, подписания, публикации) документов - среднегодовое количество случаев инициации административных процедур, связанных с исполнением данной функции и вызванных внешними событиями либо выполняемых в соответствии с расписанием выполнения функции
Прирост объема выполнения государственной функции в процентах (определяется аналогично показателю пункта 8 приложения № 2 к методическим рекомендациям)
12.
Количество видов сведений (документов), предоставляемых ИС в электронном виде по межведомственным запросам в рамках исполнения данной государственной услуги или функции с использованием информационных ресурсов, создаваемых в результате исполнения государственной услуги или функции
Прирост количества сведений, предоставляемых ИС в электронном виде по межведомственным запросам, в процентах
13.
Количество ответов на межведомственные запросы, направляемые Потребителям государственных услуг (функций) через систему межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ), в течение года
Прирост количества ответов на межведомственные запросы, направляемые Потребителям государственных услуг (функций) через СМЭВ в течение года, в процентах
14.
Количество межведомственных запросов, направляемых Поставщикам государственных услуг (функций) через СМЭВ в течение года
Прирост количества запросов, направляемых Поставщикам через СМЭВ в течение года, в процентах

Таблица 2

ПРИМЕРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ,
ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА ИС
И КОМПОНЕНТОВ ИКТ-ИНФРАСТРУКТУРЫ ОИВ ЛО

№ п/п
Показатели
1. Официальный сайт
1.1.
Объем базы данных
1.2.
Объем архивной базы данных
1.3.
Количество государственных информационных ресурсов (далее - ГИР), интегрированных с официальным сайтом ОИВ ЛО
1.4.
Количество государственных услуг (функций), оказываемых с помощью официального сайта
1.5.
Лицензионная емкость
2. ИС специальной деятельности (кроме официального сайта ОИВ ЛО)
2.1.
Объем базы данных
2.2.
Объем архивной базы данных
2.3.
Количество территориальных узлов
2.4.
Количество пользователей
2.5.
Количество систем ведомства, использующих данные
2.6.
Количество внешних систем, использующих ИС специальной деятельности
2.7.
Количество ГИР, реализуемых ИС специальной деятельности
2.8.
Количество государственных услуг (функций), оказываемых с помощью ИС специальной деятельности
2.9.
Количество типов сведений (документов), предоставляемых ИС в электронном виде по межведомственным запросам в рамках исполнения государственных услуг (функций), оказываемых с помощью ИС специальной деятельности
2.10.
Количество ответов на межведомственные запросы, направляемые с помощью ИС специальной деятельности получателям информации через СМЭВ в течение года
2.11.
Количество межведомственных запросов, направляемых с помощью ИС специальной деятельности обладателям информации через СМЭВ в течение года
2.12.
Лицензионная емкость
3. ИС документооборота (далее - СДО)
3.1.
Объем базы данных
3.2.
Объем архивной базы данных
3.3.
Количество типов документов
3.4.
Количество электронных документов за год
3.5.
Количество карточек регистрации бумажных документов
3.6.
Количество электронных архивных документов
3.7.
Количество пользователей
3.8.
Общее количество сотрудников ведомства
3.9.
Количество территориальных органов, отделений и подведомственных учреждений, использующих СДО для автоматизации документооборота
3.10.
Количество исходящих электронных документов, имеющих электронную подпись
3.11.
Количество исходящих карточек регистрации
3.12.
Количество ведомственных систем, использующих СДО
3.13.
Количество внешних систем, использующих СДО
3.14.
Лицензионная емкость
4. ИС, связанные с управлением персоналом (далее - СУП)
4.1.
Объем базы данных
4.2.
Объем архивной базы данных
4.3.
Количество специалистов ведомства, учитываемых в СУП
4.4.
Количество транзакций (прием, увольнение, перемещение), выполняемых в СУП, в месяц
4.5.
Количество пользователей системы
4.6.
Количество территориальных органов, отделений и подведомственных учреждений, использующих СУП для автоматизации работы по управлению персоналом
4.7.
Количество ведомственных систем, использующих СУП
4.8.
Количество внешних систем, использующих СУП
4.9.
Лицензионная емкость
5. ИС управления финансами (далее - СУФ)
5.1.
Объем базы данных
5.2.
Объем архивной базы данных
5.3.
Количество пользователей
5.4.
Количество типов документов
5.5.
Количество территориальных органов, отделений и подведомственных учреждений, использующих СУФ для автоматизации работы по управлению персоналом
5.6.
Количество ведомственных систем, использующих СУФ
5.7.
Количество внешних систем, использующих СУФ
5.8.
Лицензионная емкость
6. ИС управления материальными и нематериальными активами (далее - СУА)
6.1.
Объем базы данных
6.2.
Объем архивной базы данных
6.3.
Количество пользователей
6.4.
Количество карточек инвентарного учета имущества, зарегистрированных в СУА
6.5.
Общее количество единиц имущества, подлежащих инвентарному учету имущества
6.6.
Количество территориальных органов, отделений и подведомственных учреждений, использующих СУА
6.7.
Количество ведомственных систем, использующих СУА
6.8.
Количество внешних систем, использующих СУА
6.9.
Лицензионная емкость
7. ИС, обеспечивающие информационное взаимодействие (далее - СИВ)
7.1.
Количество сотрудников, обеспеченных доступом к ведомственной системе электронной почты
7.2.
Количество точек подключения к ведомственной системе видеоконференцсвязи
8. ИС информационного обеспечения деятельности в части нормативно-справочного обеспечения (далее - НСИ)
8.1.
Объем базы данных
8.2.
Количество используемых видов справочников
8.3.
Количество ведомственных систем, использующих НСИ
8.4.
Лицензионная емкость
9. Системы информационного обеспечения деятельности в части информационно-правового обеспечения (далее - НПИ)
9.1.
Количество пользователей
9.2.
Лицензионная емкость
10. Центры обработки данных (далее - ЦОД)
10.1.
Площадь помещения ЦОД
10.2.
Количество стоек
10.3.
Количество вводов электропитания
10.4.
Общая мощность вводов
10.5.
Общая мощность источников бесперебойного питания
10.6.
Количество хост-серверов
10.7.
Количество виртуальных машин, всего
10.8.
Общая емкость дисковых массивов
10.9.
Наличие систем СКУД
10.10.
Наличие систем видеонаблюдения
10.11.
Наличие систем автоматического газопожаротушения
10.12.
Наличие систем кондиционирования
10.13.
Наличие комплексной системы мониторинга
10.14.
Лицензионная емкость
11. Рабочие станции
11.1.
Общее количество рабочих мест
11.2.
Количество рабочих мест, оснащенных персональными компьютерами (ПК) со сроком службы не более 4 лет
11.3.
Количество рабочих мест, оснащенных периферийными устройствами со сроком службы не более 4 лет
11.4.
Количество локальных принтеров
11.5.
Количество сетевых принтеров
12. Серверное оборудование, не входящее в состав ЦОД
12.1.
Количество серверов
12.2.
Объем дискового пространства
13. Средства печати и копирования данных, издательские системы
13.1.
Количество оборудования
13.2.
Количество издательских систем
13.3.
Общая производительность систем
14. Внутренняя телекоммуникационная инфраструктура
14.1.
Количество объектов внутренней телекоммуникационной инфраструктуры
14.2.
Количество портов подключения
15. Внешняя телекоммуникационная инфраструктура
15.1.
Собственные каналы связи
15.2.
Количество арендованных каналов связи
15.3.
Количество единиц коммуникационного оборудования
15.4.
Количество номеров сотовой связи
15.5.
Емкость стандартной телефонии
15.6.
Количество мини-АТС
15.7.
Емкость спутниковой связи
16. Программно-аппаратные комплексы информационной безопасности
16.1.
Количество рабочих станций, входящих в состав информационной системы ведомства
16.2.
Количество межсетевых экранов
16.3.
Количество систем обнаружения вторжений
16.4.
Количество рабочих мест, оборудованных средствами защиты от несанкционированного доступа
16.5.
Количество сканеров безопасности
16.6.
Количество Wi-Fi точек, проверяемых на наличие уязвимостей
16.7.
Количество выданных сертификатов электронной подписи в год
16.8.
Количество отозванных сертификатов электронной подписи в год





Приложение № 2
к методике создания и оценки планов
информатизации органов исполнительной власти
Ленинградской области, утвержденной
приказом Комитета по телекоммуникациям
и информатизации Ленинградской области
от 03.06.2015 № 11

КЛАССИФИКАТОР
ИС И КОМПОНЕНТОВ ИКТ-ИНФРАСТРУКТУРЫ. УКАЗАНИЯ
ПО КЛАССИФИКАЦИИ

1. ИС специальной деятельности.
(описание в п. 8.1 раздела IV. Методика классификации ИС и компонентов ИКТ-инфраструктуры)
2. ИС типовой деятельности.
(описание в п. 8.2 раздела IV. Методика классификации ИС и компонентов ИКТ-инфраструктуры)

Таблица 1

Классификация ИС типовой деятельности

№ п/п
Обеспечивающая сфера деятельности органов субъектов в рамках исполнения ими типовых полномочий
Указания по классификации
1
Документарное обеспечение деятельности
ИС документооборота, автоматизации делопроизводства, архивной деятельности, ведения номенклатуры дел и учета корреспонденции, средства обеспечения доступа к электронным документам
2
Управление персоналом
ИС персонального кадрового учета, управления кадровым резервом, проведения аттестации, повышения квалификации, другие ИС, связанные с управлением персоналом
3
Управление финансами
ИС бухгалтерского и управленческого финансового учета и планирования, ИС управления бюджетным процессом
4
Управление материальными и нематериальными активами
ИС складского и инвентарного учета, управления закупками
5
Организация информационного взаимодействия
ИС, обеспечивающие информационное взаимодействие и непосредственно предоставляющие услуги (информационные сервисы) пользователям (системы электронной почты, видеоконференций, центры телефонного обслуживания).
В данную классификационную категорию не включаются ИС и ИКТ-инфраструктуры, обеспечивающие исключительно взаимодействие ИС и не предназначенные для непосредственного использования и выполнения конкретной функции пользователем, ПО и ТО, входящие в состав других ИС
6
Системы информационного обеспечения деятельности
Справочно-энциклопедические ИС, базы данных правовой информации, адресные и телефонные справочники, иные ИС предоставления доступа к информации общего характера.
В данную классификационную категорию не включаются ИС, ведение информационных ресурсов которых осуществляется в рамках специальных полномочий органов субъектов
7
Прочее
ИС и средства обеспечения, не относящиеся к ИС специальной деятельности и не подпадающие под другие сферы обеспечивающей деятельности

3. ЦОД.
(описание в п. 8.3 раздела IV. Методика классификации ИС и компонентов ИКТ-инфраструктуры)
4. Типовые компоненты ИКТ-инфраструктуры.
(описание в п. 8.4 раздела IV. Методика классификации ИС и компонентов ИКТ-инфраструктуры)
Понятие "типовой" в наименовании данной классификационной категории относится к классам задач, решаемых с помощью соответствующих групп компонентов, сами программно-технические комплексы и отдельные средства обеспечения, относимые к той или иной группе, могут являться уникальными или специализированными.
Учет ПО, ТО, работ и услуг, необходимых для создания, развития, модернизации и эксплуатации типовых компонентов ИКТ-инфраструктуры, рекомендуется осуществлять органами субъектов совокупно в рамках одного объекта учета по каждой группе типовых компонентов ИКТ-инфраструктуры. Разделение на обособленные компоненты ИКТ-инфраструктуры не производится.

Таблица 2

Классификация типовых компонентов ИКТ-инфраструктуры

№ п/п
Группа типовых компонентов ИКТ-инфраструктуры
Указания по классификации
1
Рабочие станции общего назначения
Средства вычислительной техники, предназначенные для непосредственной работы пользователя, в том числе в режиме удаленного доступа к серверным мощностям, включая необходимое периферийное оборудование, в том числе принтеры и сканеры, размещаемые на отдельных рабочих местах, и общесистемное ПО, не относящееся к ИС
2
Серверное оборудование, не входящее в состав ЦОД
Серверы и группы серверов, не размещенные в технологически и территориально обособленных ЦОД, а также их общесистемное ПО, технологическое оборудование, необходимое для обеспечения их функционирования (стойки, шкафы, коммутаторы, источники бесперебойного питания)
3
Средства печати и копирования данных, издательские системы
Сетевые принтеры и сканеры, комплексы сканирующих, копирующих, печатающих устройств, включая входящие в их состав рабочие станции со специальным ПО, предназначенным для печати, полиграфического изготовления бланков и другой печатной продукции
4
Внутренняя телекоммуникационная инфраструктура
Локальные вычислительные сети и иные технические и программные средства, обеспечивающие передачу данных в помещениях органов субъектов
5
Телекоммуникационная инфраструктура, обеспечивающая внешнюю связь
Технические и программные средства, обеспечивающие взаимодействие с внешними мобильными комплексами, устройствами, сетями, средства обеспечения доступа в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", видеоконференцсвязь
6
Программно-аппаратные комплексы информационной безопасности
Межсетевые экраны, средства криптографической защиты информации, программно-аппаратные средства обнаружения атак и иные средства информационной безопасности, выделяемые в единый программно-технический комплекс, в том числе в целях аттестации или сертификации на соответствие требованиям по защите информации
7
Прочее
К данной группе относятся компоненты ИКТ-инфраструктуры, не вошедшие в группы 41 - 46

5. Компоненты инфраструктуры электронного правительства.
(описание в п. 8.5 раздела IV. Методика классификации ИС и компонентов ИКТ-инфраструктуры)





Приложение № 3
к методике создания и оценки планов
информатизации органов исполнительной власти
Ленинградской области, утвержденной
приказом Комитета по телекоммуникациям
и информатизации Ленинградской области
от 03.06.2015 № 11

КЛАССИФИКАЦИЯ
СРЕДСТВ ПРОГРАММНОГО, ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ,
РАБОТ И УСЛУГ

I. Классификатор ПО

1. Общесистемное ПО.
Программы для электронных вычислительных машин (далее - ЭВМ), предназначенные для решения общетехнологических задач, неспецифичных для деятельности государственных органов, в том числе операционные системы, системы хранения данных, серверы приложений и веб-серверы, программные средства для организации межсистемного взаимодействия, интеграционные платформы, серверы бизнес-процессов, серверы электронной почты, программные средства обеспечения информационной безопасности, средства администрирования, контроля, управления сетями, ПО и ТО, системы организации распределенных сетей и управления вычислительными ресурсами на основе технологий виртуализации, прочие общесистемные программные средства, в том числе встраиваемое ПО.
2. Прикладное ПО.
Программы для ЭВМ, предназначенные для решения практических задач, связанных с деятельностью государственных органов и поставляемые как готовый продукт, в том числе прикладные программные платформы для разработки специализированных информационных систем (системы управления ресурсами предприятия (ERP), системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), портальные решения (Docflow)), геоинформационные системы, системы управления технологическими процессами, универсальные средства автоматизации офисной деятельности (текстовые и табличные редакторы, редакторы деловой графики, почтовые программы, организаторы и планировщики общего назначения), другие программы, предназначенные для автоматизации и информационного обеспечения административной, управленческой или иной практической деятельности, вытекающей из полномочий государственных органов.
3. Заказное прикладное ПО.
Программы для ЭВМ, разработанные по специальному заказу государственных органов и специально предназначенные для решения задач, следующих из полномочий государственных органов, в том числе обеспечения исполнения государственных функций, предоставления государственных услуг, автоматизации типовой деятельности ОИВ ЛО, включая типовые программные решения.

II. Классификатор ТО

1. Серверное оборудование и оборудование ЦОД.
2. Оборудование рабочих станций.
3. Периферийное и специализированное оборудование, используемое вне состава рабочих станций (в том числе сетевые принтеры, сканеры, презентационное оборудование, экранные комплексы, информационные киоски, навигационные устройства).
4. Средства связи, линии связи и линейно-кабельные сооружения связи, в том числе средства локальных вычислительных сетей (пассивные - структурированные кабельные сети и активные - коммутаторы, маршрутизаторы, шлюзы, средства мониторинга трафика и балансировки нагрузки).
5. Технические средства для обеспечения спутниковой связи.
6. Аппаратные и программно-аппаратные средства защиты информации, включая межсетевые экраны, средства криптографической защиты информации и усиленной электронной подписи, средства организации защищенных каналов связи, защищенные съемные носители данных и специализированные средства работы с ними (считыватели).
7. Пользовательское оборудование (оконечное оборудование) - технические средства для передачи и(или) приема сигналов электросвязи по линиям связи, подключенные к абонентским линиям и находящиеся в пользовании абонентов или предназначенные для таких целей, включая автоматические компьютерные телефонные станции, средства IP-телефонии и видеоконференцсвязи.

III. Классификатор работ и услуг

1. Работы (услуги), связанные с подготовкой к созданию (развитию) ИС и компонентов ИКТ-инфраструктуры.
2. Монтажные и(или) пусконаладочные работы (услуги).
3. Работы (услуги) по проведению специальных проверок и исследований.
4. Работы (услуги) по подключению (обеспечению доступа) к внешним информационным ресурсам (телекоммуникационные услуги).
5. Работы (услуги) по предоставлению информационных ресурсов и баз данных.
6. Работы (услуги) по техническому сопровождению и обеспечению эксплуатации ИС и компонентов ИКТ-инфраструктуры.
7. Работы (услуги) по аренде ТО и ПО, включая аренду ресурсов на основе "облачных вычислений".
8. Работы (услуги) по обучению сотрудников органов государственной власти в области ИКТ-инфраструктуры.


------------------------------------------------------------------