Решение Санкт-Петербургского городского суда от 13.04.2015 по делу N 3-28/15 <О признании недействующими пункта 10 распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 22.08.2012 N 250-р "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Санкт-Петербурга" и приложений 3, 5, 7 к указанному распоряжению в части установления нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах на территории Санкт-Петербурга по расчетному методу>



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 апреля 2015 г. по делу № 3-28/15

Санкт-Петербургский Городской Суд в лице:
судьи Городского суда Гунько Т.А.,
с участием прокурора Мищенко Е.А.,
при секретаре Б.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Саморегулируемой организации "Ассоциация управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере" об оспаривании законности п. 10 Распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 22.08.2012 № 250-р "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Санкт-Петербурга" и Приложений № 3, № 5, № 7 к Распоряжению в части установления нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах на территории Санкт-Петербурга по расчетному методу, суд

установил:

Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга 22 августа 2012 года было издано Распоряжение № 250-р "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Санкт-Петербурга" (л.д. 8), в которое вносились изменения Распоряжением от 27.05.2013 № 97-р (л.д. 83) и действующее в редакции Распоряжения Комитета по тарифам от 29.12.2014 № 620-р (л.д. 122).
Распоряжения имеют официальное опубликование в Вестнике Комитета по тарифам № 8/2012 от 27.08.12 (л.д. 104), № 5/2013 от 29.05.13 (л.д. 102), № 9 от 29.12.2014.
Пунктом 8 Распоряжения № 250 от 22.08.2012 определено, что при установлении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению природным газом, газоснабжению сжиженным углеводородным газом на территории Санкт-Петербурга применен расчетный метод (л.д. 88).
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 29 декабря 2014 г. № 620-р "О внесении изменений в Распоряжение комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 22.08.2012 № 250-р" указанный пункт 8 считается пунктом 10 (л.д. 122).
Нормативный правовой акт внесен в Реестр нормативных правовых актов Санкт-Петербурга 30.12.2014 регистрационный № 17-519.
Заявитель - Саморегулируемая организация "Ассоциация управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере" обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением о признании пункта 10 распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 22.08.2012 № 250-р "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Санкт-Петербурга" и Приложений № 3, № 5, № 7 к Распоряжению в части установления нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах на территории Санкт-Петербурга по расчетному методу недействующим.
В обоснование своих требований, заявитель указал, что при установлении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению и электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге, не оборудованных приборами учета, оспариваемым нормативным правовым актом, принятым Комитетом по тарифам применен расчетный метод, а не применен метод аналогов, что противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" и приводит к нарушению прав управляющей компании, которая терпит необоснованные убытки.
В судебном заседании уточненные требования (л.д. 121) поддержал представитель заявителя по доверенности К.Р.
Представители Комитета по тарифам по доверенностям Б.И., В.А., Г.Д. полагали требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Проверив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, оценив собранные доказательства в их совокупности, выслушав заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Мищенко Е.А., полагавшей требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 3.7-1 Положения о Комитете по тарифам Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 № 1346 к полномочиям Комитета по тарифам отнесено утверждение нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с указанными полномочиями Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга 22.08.2012 издано распоряжение № 250-р "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Санкт-Петербурга, в которое вносились изменения Распоряжением от 27.05.2013 № 97-р (л.д. 83) и действующее в редакции Распоряжения Комитета по тарифам от 29.12.2014 № 620-р (л.д. 122).

Распоряжения имеют официальное опубликование в Вестнике Комитета по тарифам № 8/2012 от 27.08.12 (л.д. 104), № 5/2013 от 29.05.13 (л.д. 102), № 9 от 29.12.2014, что соответствует п. 2.6 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 29.07.2011 № 865 "О Порядке официального опубликования правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга".
Таким образом, Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 22.08.2012 № 250-р "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Санкт-Петербурга" в действующей редакции от 29.12.2014, принято в пределах компетенции данного органа государственной власти и имеет официальное опубликование.
Между тем, суд полагает объективно установленным нарушение действующего федерального законодательства при принятии оспариваемых норм нормативного правового акта.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", действующим в редакции Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 № 258, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Как следует из п. 13 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.
Пункт 21 Правил № 306 предусматривает применение метода аналогов при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно формуле 2 приложения к Правилам № 306 объем предварительной выборки по каждому типу многоквартирного дома с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства должен быть не менее 10 домов.
В соответствии с пунктом 22 Правил № 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборов учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Сопоставительный анализ содержания пункта 19 Правил, предусматривающий метод аналогов или расчетный метод при установлении нормативов потребления коммунальных услуг и пункта 22 Правил свидетельствует о том, что субъект Российской Федерации при определении нормативов потребления коммунальных услуг вправе выбрать расчетный метод только в том случае, если невозможно применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточных данных приборов учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях на общедомовые нужды с применением метода аналогов предусматривает строгую последовательность действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, изложенных в пунктах 32 - 42 Правил.
Согласно пункту 36 Правил после формирования объема выборки многоквартирных домов или жилых домов составляется план проведения измерения и снятия показателей.
Учитывая положения Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, сделать вывод о невозможности применения метода аналогов при установлении нормативов потребления коммунальных услуг возможно только после проведения измерений и снятия показаний приборов учета.
Переход к расчетному методу не может быть осуществлен без обоснования причин, которые делают невозможным использование метода аналогов.
В соответствии с п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах" органам государственной власти субъектов РФ рекомендовалось утвердить нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды не позднее 01.09.2012.
Комитет по тарифам Санкт-Петербурга в письменных отзывах на доводы заявления и в ходе судебного разбирательства ссылались на то, что заинтересованные в изменении нормативов потребления коммунальных услуг, как Жилищный комитет Санкт-Петербурга, так и Комитет по энергетике и инженерному обеспечению не обращались в Комитет по тарифам по данному вопросу. Кроме того, ни одна из ресурсоснабжающих организаций не обращались в Комитет по тарифам Санкт-Петербурга по вопросу пересмотра нормативов потребления коммунальных услуг, а определить нормативы потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге, не оборудованных приборами учета, методом аналогов не представилось возможным ввиду отсутствия в этот период фактических замеров приборов учета, установленных в аналогичных многоквартирных домах и ввиду недостаточным временным периодом для этого. Более того, экономическая составляющая применения метода расчета для Санкт-Петербурга является приемлемой и исключает возможные негативные социально-экономические последствия, которые могут последовать после применения метода аналогов.
Подобные суждения органа исполнительной государственной власти суд полагает необоснованными и принять их во внимание не может, так как они не согласуются с действующим федеральным законодательство РФ.
Безусловно, соблюдение баланса интересов и стабильность социально-экономической ситуации должна быть учтена при принятии нормативного правового акта.
Отсутствие обращений и недостаток времени не могут служить основанием к бездействию.
Вместе с тем, оспариваемый нормативный правовой акт принят и действует в субъекте РФ Санкт-Петербурге и на его основании должны реализовываться права граждан и организаций в строгом соблюдении с действующим федеральным законодательством, в противном случае имеет место возложение на граждан, либо организацию обязанности, вносить плату за отдельные виды коммунальных услуг по незаконно установленным субъектом РФ нормативам потребления.
В ходе судебного разбирательства Комитетом по тарифам представлено независимое экспертное заключение от 23.03.2015, т.е. составленное в период слушания настоящего дела по существу, из которого следует, что рабочая группа под руководством вице-губернатора Санкт-Петербурга в период с 01.11.2013 по 30.11.2013 и с 01.06.2014 по 30.06.2014, и с 01.11.2014 по 30.11.2014 проводила мероприятия по определению объемов расходования на общедомовые нужды холодной, горячей воды и электроснабжения, потребляемых в домах в различных районах Санкт-Петербурга. Однако, представленный документ свидетельствует о том, что отсутствует обосновывающий вывод невозможности применения метода аналогов.
Оценив представленные доказательства, суд полагает, что правовая позиция органа государственной власти Санкт-Петербурга основана на собственных правовых представлениях по рассматриваемому вопросу и находится в явном противоречии с пунктами 19, 21, 22 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" и свидетельствует о несоблюдении поручения Президента Российской Федерации, который еще в феврале 2013 года, на совещании "О мерах по улучшению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг" дал поручение, в том числе субъектам РФ, провести анализ установленных нормативов потребления коммунальных услуг, учитывая необходимость их пересмотра с учетом всех факторов, влияющих на объем потребления услуг.
На основании изложенного, суд полагает, что имеются основания для вывода о том, что применение расчетного метода при установлении нормативов и невозможность применения в данном случае метода аналогов не основаны на документах и соответствующих расчетах, нарушают права заявителя и находятся в противоречии с федеральным законодательством.
Органом государственной власти - Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга не предприняты достаточные меры для установления факта невозможности применения метода аналогов.
При указанных обстоятельствах действующий нормативный правовой акт в оспариваемой части подлежит признанию незаконным и недействующим.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 252 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление Саморегулируемой организации "Ассоциация управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере" об оспаривании законности п. 10 Распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 22.08.2012 № 250-р "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Санкт-Петербурга" и Приложений № 3, № 5, № 7 к Распоряжению в части установления нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах на территории Санкт-Петербурга по расчетному методу удовлетворить.
Признать недействующими с момента вступления в законную силу решения суда п. 10 Распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 22.08.2012 № 250-р "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Санкт-Петербурга" и Приложения № 3, № 5, № 7 к Распоряжению в части установления нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах на территории Санкт-Петербурга по расчетному методу.
Сообщение о данном решении подлежит официальному опубликованию после вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.

Судья
Т.А.Гунько


------------------------------------------------------------------