Письмо Комитета финансов Правительства Санкт-Петербурга от 10.03.2015 N 01-02/1908-1 <О порядке применения положений Закона Санкт-Петербурга от 14.11.2012 N 617-105 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге" в отношении земельных участков с различными видами разрешенного использования>



Вопрос: О порядке применения положений Закона Санкт-Петербурга от 14.11.2012 № 617-105 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге" в отношении земельных участков с различными видами разрешенного использования.

Ответ:

КОМИТЕТ ФИНАНСОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПИСЬМО
от 10 марта 2015 г. № 01-02/1908-1

Комитет финансов Санкт-Петербурга рассмотрел обращение по вопросам применения положений Закона Санкт-Петербурга от 14.11.2012 № 617-105 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга) в отношении ряда земельных участков с различными видами разрешенного использования, собственником которых является организация, и сообщает, что Положением о Комитете финансов Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 05.05.2004 № 721, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций, а также по оказанию консультационных услуг.
Одновременно сообщаем, что согласно пункту 1 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 указанной статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. При этом налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 НК РФ).
В силу статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и(или) разрешенного использования земельного участка.
Статьей 2 Закона Санкт-Петербурга на территории Санкт-Петербурга установлены налоговые ставки при исчислении земельного налога, действующие с 01.01.2013.
Так, в частности, Законом Санкт-Петербурга предусмотрено применение налоговой ставки в размере 0,01 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (подпункт 2 пункта 1 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга).
Также установлена налоговая ставка в размере 0,042 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "для размещения стоянок городского транспорта (ведомственного, экскурсионного транспорта, такси)", "для размещения стоянок внешнего грузового транспорта", "для размещения причалов и стоянок водного транспорта" (подпункт 4 пункта 1 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга).
В отношении земельных участков, отдельно не упомянутых в Законе Санкт-Петербурга, применению подлежит налоговая ставка в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка (подпункт 14 пункта 1 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга).
Учитывая вышеизложенное, Комитет финансов полагает возможным дать следующие разъяснения.
1. В отношении земельного участка с видом разрешенного использования "для размещения распределительных пунктов и подстанций, трансформаторных подстанций, блок-модульных котельных, насосных станций перекачки, центральных и индивидуальных тепловых пунктов".
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга ставка в размере 0,01 процента применяется в отношении земельных участков, занятых объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса).
Как следствие для целей определения возможности применения указанной ставки земельного налога представляется необходимым соблюдение двух основных условий:
1) объекты (распределительные пункты и подстанции, трансформаторные подстанции, блок-модульные котельные, насосные станции перекачки, центральные и индивидуальные тепловые пункты) должны быть квалифицированы в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
2) земельный участок фактически должен быть занят объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и использоваться для эксплуатации жилищного фонда.
Понятие объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах не определено, поэтому с учетом статьи 11 НК РФ данное понятие следует применять в том значении, в каком оно применяется в соответствующих отраслях законодательства.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под системой коммунальной инфраструктуры понимается комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.
Пунктом 1 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд определен как совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
В случае если земельный участок не удовлетворяет вышеуказанным условиям, применяется ставка, предусмотренная подпунктом 14 пункта 1 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
2. В отношении земельного участка с видом разрешенного использования "для размещения объектов внутригородского транспорта (за исключением вестибюлей и киосков вентиляционных шахт метрополитена, подземных и надземных пешеходных переходов)".
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга ставка в размере 0,042 процента применяется, в частности, в отношении земельных участков с видами разрешенного использования "для размещения стоянок городского транспорта (ведомственного, экскурсионного транспорта, такси)", "для размещения стоянок внешнего грузового транспорта", "для размещения причалов и стоянок водного транспорта".
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу пункта 2 статьи 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Пункт 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
В приложении 3 к Закону Санкт-Петербурга от 04.02.2009 № 29-10 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (далее - Правила) установлены градостроительные регламенты в части видов разрешенного использования земельных участков, объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Правил землепользование и застройка земельных участков на территории Санкт-Петербурга, на которые распространяется действие градостроительных регламентов, могут осуществляться правообладателями земельных участков, объектов капитального строительства с соблюдением разрешенного использования объектов их прав.
Градостроительными регламентами установлен, в частности, такой вид разрешенного использования, как "для размещения объектов внутригородского транспорта (за исключением вестибюлей и киосков вентиляционных шахт метрополитена, подземных и надземных пешеходных переходов)".
Вместе с тем в Законе Санкт-Петербурга данный вид разрешенного использования отдельно не поименован. Поэтому в отношении земельного участка с указанным видом разрешенного использования при исчислении земельного налога применяется ставка земельного налога, предусмотренная подпунктом 14 пункта 1 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
3. В отношении земельного участка с видом разрешенного использования "для размещения многоквартирного жилого дома (жилых домов)".
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга установлена ставка в размере 0,01 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Следовательно, для применения установленной подпунктом 2 пункта 1 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга ставки земельного налога необходимо, чтобы на земельном участке находились объекты жилищного фонда либо чтобы этот участок был предоставлен для жилищного строительства (в т.ч. для строительства многоквартирных жилых домов).
4. В отношении земельных участков с видами разрешенного использования "для размещения объектов розничной торговли", "для размещения коммерческих объектов, не связанных с проживанием населения (бизнес-центров, отдельных офисов различных фирм, компаний и других т.д.)".
Поскольку данные виды разрешенного использования отдельно не поименованы в Законе Санкт-Петербурга, в отношении таких земельных участков подлежит применению налоговая ставка, установленная подпунктом 14 пункта 1 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.

Председатель Комитета
А.А.Корабельников


------------------------------------------------------------------