Постановление Законодательного собрания Ленинградской области от 26.06.2015 N 802 "О законодательной инициативе Законодательного собрания Ленинградской области по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 57 и 59 Жилищного кодекса Российской Федерации"



ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2015 г. № 802

О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ВНЕСЕНИЮ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 57 И 59
ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Законодательное собрание Ленинградской области постановляет:

1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 57 и 59 Жилищного кодекса Российской Федерации".
2. Уполномочить депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.В.Петрова представлять проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 57 и 59 Жилищного кодекса Российской Федерации" при его рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Обратиться к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Ленинградской области с просьбой поддержать указанный проект федерального закона при его рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Направить настоящее постановление в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать настоящую законодательную инициативу.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на Председателя Законодательного собрания Ленинградской области.
6. Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Законодательного собрания
С.Бебенин





Проект вносит
Законодательное собрание
Ленинградской области

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 57 И 59 ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой

Одобрен
Советом Федерации

Статья 1

Внести в Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 14; 2009, № 51, ст. 6153; 2012, № 10, ст. 1163) следующие изменения:
1) в части 1 статьи 57 после слов "частью 2 настоящей статьи" дополнить словами "и статьей 59 настоящего Кодекса";
2) в статье 59:
а) часть 4 дополнить словами "по истечении тридцати календарных дней со дня освобождения жилого помещения";
б) дополнить частью 5 следующего содержания:
"5. В случае если заявления, указанные в частях 1 - 3 настоящей статьи, поданы несколькими нанимателями и(или) собственниками, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма нанимателям и(или) собственникам, в пользовании (собственности) которых находится одно или несколько жилых помещений меньшего размера.".

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.Путин





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬИ 57 И 59 ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Необходимость принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 57 и 59 Жилищного кодекса Российской Федерации" вызвана неопределенностью, связанной с отсутствием в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ) норм, регулирующих порядок предоставления освободившегося жилого помещения в коммунальной квартире в случае, когда на такое жилое помещение претендуют несколько нанимателей и(или) собственников и все они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, а также норм, определяющих срок, по истечении которого орган местного самоуправления вправе предоставить такое жилое помещение иным лицам.
В настоящее время проблема расселения коммунальных квартир остается актуальной для большинства субъектов Российской Федерации, а ее решение - одной из приоритетных задач жилищной политики.
В действующей редакции части 1 статьи 59 ЖК РФ установлено правило предоставления освободившегося жилого помещения в коммунальной квартире, согласно которому данное жилое помещение предоставляется на основании письменного заявления проживающим в этой квартире нанимателям и(или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть признаны малоимущими и нуждающимися в жилом помещении.
Вместе с тем часто возникают ситуации, когда в одной коммунальной квартире одновременно проживает несколько семей, признанных малоимущими и нуждающимися, и при освобождении жилых помещений между такими семьями возникают споры по уровню обеспеченности жилым помещением проживающих в данной квартире нанимателей и(или) собственников.
При этом практика разрешения таких споров в судах складывается неоднозначно. В течение последних трех лет произошли значительные изменения в толковании части 1 статьи 59 ЖК РФ судами.
Так, ранее суды при разрешении подобных споров исходили из времени принятия нанимателя и(или) собственника на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и, соответственно, из длительности их нахождения на таком учете (например, определения Санкт-Петербургского городского суда от 03.07.2013 по делу № 33-9732, от 20.06.2013 по делу № 33-9299/2013).
Впоследствии суды изменили подход к спорам об очередности предоставления освободившихся жилых помещений в коммунальных квартирах и стали основываться на наличии у нанимателя и(или) собственника большей нуждаемости в жилом помещении (например, апелляционные определения Санкт-Петербургского городского суда от 10.09.2013 по делу № 33-12948/2013, от 28.01.2014 по делу № 33-620/2014). При этом судами обращается внимание на то, что предоставление площади при рассмотрении указанных споров осуществляется не в связи с улучшением жилищных условий (статья 57 ЖК РФ), а в связи с освобождением комнаты в коммунальной квартире (статья 59 ЖК РФ).
Представляется, что принцип предоставления освобожденного жилого помещения в коммунальной квартире исходя из большей нуждаемости в жилом помещении является более справедливым и объективным.
Вопрос о предоставлении по договору социального найма освободившейся комнаты в коммунальной квартире также был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который признал, что часть 1 статьи 59 ЖК РФ не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан (Определение от 20.11.2014 № 2601-О). Вместе с тем исходя из указанного Определения следует, что разрешение возникающего на практике вопроса о том, кому из претендентов должно быть предоставлено освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире в случае, если все они соответствуют требованиям, установленным в части 1 статьи 59 ЖК РФ, возможно путем внесения дополнений в действующее законодательство.
Учитывая мнения судебных органов по разрешению рассматриваемого вопроса, предлагается внести изменения:
в статью 57 ЖК РФ, исключив из сферы ее действия случаи предоставления освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире в целях избежания применения в отношении нанимателей и(или) собственников на практике одновременно двух статей 57 и 59 ЖК РФ, содержащих различные порядки предоставления жилых помещений для целей улучшения жилищных условий и освобождения жилого помещения в коммунальной квартире;
в статью 59 ЖК РФ, дополнив ее новыми нормами, включающими порядок предоставления освободившегося жилого помещения в коммунальной квартире в зависимости от уровня обеспеченности жильем каждого нанимателя и(или) собственника, проживающего в коммунальной квартире и признанного или который может быть признан малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Анализ правоприменительной практики по предоставлению освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире показывает, что также много проблем возникает по определению срока, по истечении которого орган местного самоуправления вправе предоставить освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире иным лицам, если в ней проживают семьи, которые вправе претендовать на свободное жилое помещение в соответствии с частями 1 - 3 статьи 59 ЖК РФ, однако с письменным заявлением в орган местного самоуправления не обращаются.
Поскольку в ЖК РФ данный срок не определен, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления устанавливают различные сроки и порядок их определения.
Например, в Республике Ингушетия такой срок составляет 30 дней со дня освобождения освободившегося жилого помещения, в г. Нижний Новгород - 14 календарных дней с момента получения заказного письма гражданами, имеющими право на покупку освободившегося жилого помещения.
Большинство органов местного самоуправления в своих нормативных правовых актах, регулирующих вопросы представления освободившихся жилых помещений в коммунальных квартирах, предусматривают, что непредставление лицами, претендующими на свободное жилое помещение, необходимых документов в установленный указанными органами срок с момента получения такими лицами предложения о заключении договора купли-продажи освобождающегося помещения, считается отказом от приобретения освободившегося жилого помещения и является основанием для заселения других лиц на основании договора социального найма.
Так, в г. Великий Новгород в качестве такого срока установлены 10 рабочих дней, в г. Абакан Республики Хакасии - один месяц, в г. Томск - 30 календарных дней, в Аликовском районе Чувашской Республики - два месяца.
Во многих субъектах Российской Федерации такой срок и порядок его определения вообще не определен, что вызывает трудности при правоприменении.
В целях установления единообразного подхода во всех субъектах Российской Федерации настоящим законопроектом предлагается установить в части 4 статьи 59 ЖК РФ в качестве такого срока 30 календарных дней со дня освобождения жилого помещения.
Настоящий законопроект направлен на установление порядка и срока предоставления освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире в вышеупомянутых спорных случаях во избежание судебных споров и дополнительных издержек, а также на обеспечение защиты конституционного права граждан на жилище.





Приложение
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в статьи 57 и 59
Жилищного кодекса Российской Федерации"

ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАКОНОВ РСФСР, ФЕДЕРАЛЬНЫХ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНОВ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ И ИНЫХ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РСФСР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ,
ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 57 И 59 ЖИЛИЩНОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 57 и 59 Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.

Председатель
Законодательного собрания
Ленинградской области
С.М.Бебенин





Приложение
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в статьи 57 и 59
Жилищного кодекса Российской Федерации"

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬИ 57 И 59 ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 57 и 59 Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.

Председатель
Законодательного собрания
Ленинградской области
С.М.Бебенин


------------------------------------------------------------------